Зиннат Фатхуллин



Фатхуллин Зиннат Равилович

1903 - 1988

Народный писатель Узбекистана.

Родился в деревне Андреевка Сергачского района. Был тринадцатым ребёнком в семье. В армию ушёл из Нижнего Новгорода и попал в Узбекистан. Увлекался игрой на гармони. Стал даже личным ординарцем Юлдаша Ахунбабаева, Председателя Верховного Совета Узбекистана, с которым, он, как личный охранник ездил по кишлакам. Впоследствии работал в Катта-Кургане. Он очень быстро, в течении года-двух, выучил литературный узбекский язык. И это очень помогло ему в дальнейшем.
   
                    У памятника Штраусу (Австрия, г.Вена) 1946г.                                День Рождения (г.Вена) 25 сентября 1946г.                                                                     



  
                                        Германия 1945г.                                                                                                                 г.Дрезден 1944г.

 
   С Абдулькасимом Лахути                                      С Садриддином Айни

  
Съезд Союза Писателей СССР (слева Ахмад Ерикей, на заднем плане Сарвар Азимов)                                  С Мустаем Каримом
                                              

Окончил педагогический институт в Ташкенте, работал учителем. Его первую пьесу «Гунчалар» редактировал сам Хамза — основоположник узбекской драматургии. Эта пьеса более тридцати лет шла во всех театрах республики до 1960 годов. Очень много писал и очерков и рассказов. Был дружен со многим известными писателями своего времени: с Айни, Лахути, Ахматом Ерекеевым, Мустаем Каримом. Пьесы «Бутоны» («Гунчалар», Ташкент, 1930г.), «В дни испытаний» («Синов кунларида», Ташкент, 1946г.), повесть «Бессмертие» («Сунмас хаёт», Ташкент, 1951г.).
Заслуженный деятель искусств Узбекистана (1960).Во время II мировой войны он был военным корреспондентом газеты «За честь Родины». Награждён боевыми орденами и медалями.



Фатхуллин Алиаскар Зинатович

Заслуженный артист Узбекистана.
Кинорежиссер, продюсер.

В 1973 году окончил фортепианный факультет Ташкентской государственной консерватории им М. Ашрафи.
С 1971 года артист, один из основателей ансамбля «ЯЛЛА».
С 1976 года, основатель и художественный руководитель ансамбля «НАВО».
С 1982 по 1984 год слушатель высших сценарных и режиссерских курсов Госкино СССР в Москве (мастерская Э. ЛОТЯНУ).
С 1984 по настоящее время режиссер – постановщик киностудии «Узбекфильм».
Фильм «ЦАРАПИНА» (сценарий И. Квирикадзе) обладатель Гран-при фестиваля короткометражных фильмов в Оберхаузене (ФРГ) и приза ФИПРЕССИ «Памяти Андрея Тарковского» на XV международном
фестивале в Москве в 1987 году.
В 1988 году А. Фатхуллиным был снят художественный фильм «Чудовище, или кто-то другой» (сценарий И. Квирикадзе).
С 1989 года по 1999 он занимается шоу-бизнесом, снимает рекламные ролики и музыкальные видеоклипы.
С 1999 года плодотворно занимается документальным кинематографом - является автором сценария и режиссером фильмов: «Композитор Мирсадык Таджиев», «Назира Ахмедова», «Made in Uzbekistan»,
«Татары Узбекистана», «Война, Тыл, Город спасенья», «Ялла, Начало», «Музей искусств Узбекистана», «Музей прикладного искусства», «Бухарский музей - заповедник», «Сурнай», «Фортепианная школа Узбекистана», «Симфонический оркестр». Многие фильмы были номинированы на международные кинофестивали, такие, как «Вместе» в городе Ялта и фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар» в Казани.

Алиаскар Фатхуллин об Отце:
— Мой отец, Народный писатель Узбекистана Зиннат Равилович Фатхуллин (1903-1988 гг.), прожил долгую и интересную жизнь. Родился он в деревне Андреевка Сергачского района. Был тринадцатым ребёнком в семье. В армию ушёл из Нижнего Новгорода и попал в Узбекистан. Для отрядов во главе с Фрунзе специально набирали татар, как переводчиков и как носителей революционных идей. Отец участвовал в борьбе с басмачеством, он был стрелком, увлекался игрой на гармони. Стал даже личным ординарцем Юлдаша Ахунбабаева, Председателя Верховного Совета Узбекской ССР, с которым, он, как личный охранник ездил по кишлакам. Потом его оставили на партийной работе в Катта-Кургане, что находится недалеко от Самарканда. Он очень быстро, в течении года-двух, выучил литературный узбекский язык. И это очень помогло ему в дальнейшем.
По словам отца, его первую пьесу «Гунчалар» редактировал сам Хамза — основоположник узбекской драматургии. Эта пьеса более тридцати лет шла во всех театрах республики до 1960 годов. Так отец стал драматургом, хотя очень много писал и очерков и рассказов. Им был написан сценарий фильма «Возвращайся с солнцем» о Герое Советского Союза Кудрате Суюнове. Отец был дружен со многим известными писателями своего времени: с Айни, Лахути, Ахматом Ерекеевым, Мустаем Каримом.
Во время Великой Отечественной войны он был военным корреспондентом газеты «За честь Родины».
Как-то, когда я был в Казани со съёмочной группой фильма «Татары Узбекистана», на улице Баумана я забрёл в музыкальный магазин и приобрел диски: один — с произведениями Салиха Сайдашева,
второй — с песнями в исполнении Ильхама Шакирова. На этом диске я обнаружил песню «Прощай, деревня!» — авторство было обозначено так: «музыка С. Сайдашева на слова Х. Фатхуллина». Не знаю,
насколько правдива история, рассказанная моей старшей сестрой о том, что, будучи на фронте, отец передал через Ахмата Ерекеева текст какой-то песни композитору Сайдашеву. Действительно ли это та самая песня, и почему написано на диске «Х. Фатхуллин», а не Зиннат Фатхуллин? Не знаю, но хочется верить, что эта песня, которую я поставил в финал фильма «Татары Узбекистана», имеет прямое отношение к отцу.
Если нет — ничего страшного, песня ведь всё равно замечательная!
Отец ездил в отпуск в родную деревню и женился на уроженке Нижегородского края. Он вместе с матерью из деревни забрал её родную сестру Алимя–алмай и свою старшую сестру — Халиму, которую мы называли «татай». Мою мать звали Алия Башировна Тажирова. Её дед при совершении Хаджа в Средней Азии приобрел зоб и тогда всё его потомство стали называть «Шишка».
Отец поддерживал тесные связи с татарскими писателями, был знаком с Мусой Джалилем, дружил с Ахматом Ерекеевым, обожал стихи Мустафы Нугмана, который часто бывал у нас дома в Ташкенте. Мне было
тогда лет 12, но я хорошо помню этого красивого, с чёрными вьющимися волосами мужчину, который потрясающе читал стихи. В основном — лирические, и создавалось впечатление, что он их не читает, а поёт.
Жаль, что он так рано умер… Мог бы ещё много написать. Я помню, как он читал эпитафии по умершим. На глазах у родителей наворачивались слёзы.
Ещё я помню, правда, очень смутно, певца Рашида Вагапова, который после концерта пришёл к нам в гости и весь вечер они с отцом пели. Вернее он пел, а отец, подыгрывая ему на скрипке, подпевал.


Любое использование материалов допускается только с письменного согласия Представительства РТ в РУз при наличии гиперссылки на портал Представительства РТ в РУз (prtuz.tatarstan.ru)

Последнее обновление: 10 февраля 2021 г., 11:14

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International