1. Новое в законодательстве (изменения, вступившие в силу)
- Криптовалюты предлагается рассматривать исключительно в качестве инструмента для инвестиций: законопроект направлен в Правительство
Информация Минфина России от 21 февраля 2022 г. "Минфин России направил в Правительство России проект федерального закона "О цифровой валюте"
Минфин внес в Правительство 18 февраля 2022 г. законопроект о регулировании криптовалют.
Использовать цифровые валюты в качестве средства платежа в России будет по-прежнему запрещено. В рамках предлагаемого регулирования цифровые валюты рассматриваются исключительно в качестве инструмента для инвестиций.
- Определены критерии для формирования перечня крупнейших резидентов - субъектов внешнеэкономической деятельности
Указание Банка России от 10 января 2022 г. № 6055-У “О критериях формирования Банком России перечня резидентов, которые обязаны представлять информацию, указанную в абзаце пятом части 6 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 Февраля 2022 г. Регистрационный N 67332.
ЦБ РФ утвердил критерии для формирования перечня крупнейших резидентов - субъектов внешнеэкономической деятельности, которые обязаны представлять ему информацию о выручке, активах и обязательствах в инвалюте для мониторинга финансового рынка России на основании:
- сведений о размере экспортной выручки;
- среднемесячной величины долга по коммерческим кредитам и займам перед нерезидентами.
Указание вступает в силу с 1 марта 2022 г.
- Нулевая ставка налога на прибыль, освобождение от проверок и иные меры поддержки российской IT-отрасли
Указ Президента РФ от 2 марта 2022 г. N 83 “О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации”
Президент определил ряд мер по обеспечению ускоренного развития российской IT-отрасли. В их числе:
- ежегодная грантовая поддержка перспективных разработок отечественных решений в области информационных технологий;
- выделение аккредитованным IT-организациям средств на улучшение жилищных условий их работников и повышение уровня их зарплаты; предоставление работникам отсрочки от призыва на военную службу;
- льготное кредитование (по ставке не выше 3%) текущей деятельности и новых проектов аккредитованных IT-организаций;
- установление до конца 2024 г. нулевой ставки налога на прибыль для аккредитованных IT-организаций;
- освобождение указанных организаций на 3 года от налогового, валютного и иных видов государственного (муниципального) контроля;
- налоговые льготы и преференции для аккредитованных IT-организаций, получающих доходы от отечественных решений в области IT-технологий, от рекламы, а также от дополнительных услуг с использованием их приложений и онлайн-сервисов;
- стимулирование закупок критически важных отечественных разработок в области IT-технологий.
Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Для поддержки бизнеса внесены изменения в законодательство
Федеральный закон от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Приняты поправки к законодательству для поддержки бизнеса.
В частности, предусмотрена возможность моратория на плановые проверки МСП в 2022 г., а также на плановые проверки аккредитованных IT-организаций до конца 2024 г.
В 2022 г. Правительство может отменить необходимость продлевать лицензии и разрешения, позволить получать такие документы и продлевать их срок без оценки соответствия, без уплаты пошлины и оплаты госуслуг, разрешить не проходить оценку соответствия по бессрочным лицензиям/разрешениям, не проходить квалификационный экзамен.
По решению Правительства, региона или муниципалитета можно будет менять существенные условия контрактов. Также Правительство сможет установить дополнительные случаи аннулирования штрафов за неисполнение контрактов, предусмотреть дополнительные возможности закупок у единственного поставщика до конца 2022 г.
Отдельными законами определят особенности градостроительной деятельности в 2022 г. Члены СРО смогут получать займы из компенсационного фонда до 1 января 2023 г.
В 2022 г. Правительство сможет определить особенности долевого строительства; изменения проектной документации, разработки документации по планировке территорий, выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию; изменения существенных условий контрактов по строительству, реконструкции, капремонту.
Также в 2022 г. Правительство может упростить процедуры получения госуслуг.
Чтобы получить статус участника крымской СЭЗ, достаточно будет иметь филиал/представительство в Крыму.
Поправки вступают в силу со дня опубликования.
- Центр стратегических разработок получит субсидию на оценку эффектов от реализации инвестпроектов в сфере транспорта
Постановление Правительства РФ от 19 февраля 2022 г. N 221 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета Фонду "Центр стратегических разработок" в целях оценки эффектов от реализации инвестиционных проектов в сфере транспорта"
Утверждены правила субсидирования Центра стратегических разработок. Средства выделяются по линии Минэкономразвития в целях оценки эффектов от реализации инвестпроектов в сфере транспорта. Сведения о них размещаются на Едином портале. Субсидия предоставляется на основании соглашения, заключенного между Министерством и Центром в ГИИС "Электронный бюджет".
Результатом предоставления субсидии являются одобренные Министерством материалы с заключениями и предложениями по результатам верификации параметров инвестпроектов; предложения по совершенствованию оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации с привлечением бюджетных средств.
Предусмотрен мониторинг достижения результата предоставления субсидии.
- Для инвесторов, в отношении которых введены санкции, максимальный срок действия СПИК версии 1.0 продлен до 12 лет
Федеральный закон от 14 марта 2022 г. № 57-ФЗ “О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов».
Постановление Правительства РФ от 22 марта 2022 г. № 437 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 708"
В 2019 г. в Закон о промышленной политике были внесены изменения по вопросам заключения и реализации специальных инвестконтрактов (СПИК). Речь идет о так называемых СПИК версии 2.0. Увеличены предельные сроки действия контрактов: до 20 лет для проектов с объемом инвестиций свыше 50 млрд руб. и до 15 лет - для проектов до 50 млрд руб. Требуется конкурсный отбор участников. Реализуемая технология должна быть включена в перечень современных. Ограничений по минимальному объему инвестиций нет.
Представленные поправки посвящены СПИК, заключенным по старым правилам (так называемые СПИК версии 1.0, заключаемые на срок до 10 лет и являющиеся инструментом для привлечения инвестиций). Если в отношении России либо инвестора и (или) иных лиц, указанных в СПИК введены санкции, которые препятствуют реализации проекта, то срок действия контракта может быть продлен. При этом общий срок действия такого СПИК не должен превышать 12 лет.
Правительство РФ уполномочено устанавливать в 2022 г. дополнительные особенности изменения и расторжения указанных СПИК.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Бизнес освободили от проверок до конца 2022 г.
Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля"
Правительство установило запрет на проведение до конца 2022 г. плановых проверок юрлиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля. При этом в ряде случаев допускается проведение запланированных на этот год контрольных (надзорных) мероприятий в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности.
Внеплановые проверки будут проводиться в исключительных случаях при угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения ЧС. В этом случае они должны быть согласованы с органами прокуратуры. Также внеплановые проверки могут проводиться по поручению Президента и Правительства. Допускается осуществление профилактических мероприятий.
Установленные ограничения не распространяются на организацию и проведение специальных режимов и режима постоянного госконтроля (надзора).
Постановление вступает в силу со дня опубликования.
- Из-за санкций решено отложить введение наиболее обременительных требований и ввести каникулы по кредитам с плавающей ставкой
Федеральный закон от 26 марта 2022 г. № 71-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Поправками, в частности:
- на 31 декабря 2024 г. перенесен срок направления заявок на получение комплексных экологических разрешений предприятиями, которые ведут деятельность на объектах I категории, включенных в специальный перечень;
- на 31 декабря 2026 г. перенесен срок завершения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ;
- отложено введение в эксплуатацию ФГИС ЛК;
- обеспечена возможность производить и перерабатывать на территории ОЭЗ этан, сжиженный углеводородный газ и жидкую сталь (они отнесены к подакцизным товарам и пока не подпадают под исключения, как легковые автомобили и мотоциклы);
- для юрлиц, взявших рублевые кредиты (займы) до 27 февраля 2022 г. по плавающим ставкам, предусмотрена возможность 3 месяца платить проценты в особом порядке (прописаны условия применения так называемых кредитных каникул, правила начисления процентов).
В 2022 г. Правительство РФ вправе принимать решения, предусматривающие вступление в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования и принимаемых в целях снижения негативных последствий введения в отношении России санкций и повышения устойчивости развития экономики, в сроки иные, чем указаны в Законе об обязательных требованиях.
Часть поправок посвящена поддержке импорта.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- В Татарстане установлена пониженная ставка налога на прибыль для участников инвестпроектов по утилизации отходов
Закон Республики Татарстан от 21 марта 2022 г. N 11-ЗРТ "О регулировании отдельных вопросов налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов на территории Республики Татарстан" (документ не вступил в силу)
Устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащая зачислению в бюджет Республики Татарстан, для участников региональных инвестиционных проектов.
Так, для участников региональных инвестиционных проектов по строительству (реконструкции, модернизации) генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления, ставка налога составит 10%.
Такая ставка устанавливается начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль и заканчивая периодом, в котором разница между суммой налога на прибыль организаций, рассчитанной исходя из налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 20%, и суммой налога на прибыль организаций, исчисленного с применением налоговых ставок, установленных Налоговым кодексом РФ, определенная нарастающим итогом за указанные периоды, составила величину, равную объему осуществленных в целях реализации инвестиционного проекта капитальных вложений.
Установлен порядок принятия решения о включении организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов.
Закон вступает в силу с 1 января 2023 года и действует до 1 января 2029 года.
2. Законодательные инициативы
- Планируется усовершенствовать порядок заключения концессионных соглашений и реализации проектов государственно-и муниципально-частного партнерства
Досье на проект федерального закона № 75205-8 “О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
21 февраля 2022 г. в Госдуму на рассмотрение поступил проект поправок к законам о концессионных соглашениях и о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве.
Закрепляется обязанность концедента, публичного партнера направлять в финансовый орган, осуществляющий составление и организацию исполнения соответствующего бюджета, вместе с проектом соглашения сведений об обстоятельствах и условиях, указанных в таком соглашении, наступление которых может повлечь дополнительные расходы бюджетов, если при реализации соглашения планируется использование средств бюджетов и нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти региона или муниципальным правовым актом установлена обязанность концедента, публичного партнера направлять проект соглашения в данный финансовый орган.
Также вводится обязанность инициатора проекта направлять в уполномоченный орган сведения об обязательствах, указанных в проекте соглашения, при подаче предложения о заключении соглашения.
Новые нормы планируется вводить поэтапно.
- Передачу результатов интеллектуальной деятельности по договору концессии предлагается освободить от НДС
Досье на проект федерального закона № 74851-8 “О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”
21 февраля 2022 г. в Госдуму на рассмотрение поступил законопроект, которым предусматривается освобождение от НДС при передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании договора коммерческой концессии. Льгота будет применяться при условии выделения в цене договора вознаграждения за передачу прав.
- Планируется усовершенствовать механизм заключения концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве
Досье на проект федерального закона № 83061-8 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (внесен 05.03.2022 Правительством РФ)
5 марта 2022 г. в Госдуму на рассмотрение поступил проект поправок к некоторым актам, которые нацелены на совершенствование механизмов государственно-частного партнерства для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов и повышения их инвестиционной привлекательности для частных инвесторов.
Так, предоставляется возможность выступать пользователями недр на участках местного значения (содержащих общераспространенные полезные ископаемые) юрлицам, с которыми заключены концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в отношении автодорог или их участков, защитных, искусственных дорожных сооружений, объектов для ремонта автодорог, элементов обустройства, объектов дорожного сервиса. Право пользования участком можно будет получить без аукциона.
В Закон о концессионных соглашениях вводятся нормы о техобслуживании объекта соглашения, о финансовом участии концедента в исполнении соглашения. Предусматривается 3 формы такого участия. Первая - капитальный грант - финансирование на этапе создания и (или) реконструкции объекта части соответствующих расходов. Размер такого гранта не может превышать 80% затрат на создание и (или) реконструкцию объекта. Вторая - возмещение на этапе эксплуатации объекта расходов концессионера, понесенных им на создание и (или) реконструкцию объекта, использование (эксплуатацию) объекта и иного передаваемого имущества (плата концедента). Третья - возмещение недополученных концессионером доходов от использования (эксплуатации) объекта в целях обеспечения минимального гарантированного дохода концессионера. Прописываются условия о предельном финансовом участии.
Закрепляется возможность проводить открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в электронной форме. Определяются особенности.
Относительно соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве устанавливается, что их можно будет заключать и в отношении объектов незавершенного строительства. Определяется понятие реконструкции объекта соглашения. Уточняется содержание конкурсных процедур (по аналогии с концессионными соглашениями).