Зайнаб Садриева



Зайнаб Садриева

(1914-1991)

Народная артистка Узбекистана



Театр и жизнь Зайнаб Садриевой
к 100-летию великой актрисы

25 ноября 2014 года отмечается 100-летие со дня рождения великой актрисы ЗайнабСадриевой (1914-1991). Её театральные и кинороли вошли в историю искусства Узбекистана.
Известный на весь Советский Союз Узбекский драматический театр имени Хамзы. На ташкентской сцене – народная артистка Узбекской ССР Зайнаб Садриева. Разные спектакли – русская и национальная классика, пьесы, вошедшие в историю театра и постановки-однодневки. Галерея сильных,порой властных, женщин, но не соцреалистических героинь, а скорее характерных, с юмором и сарказмом. Пафосное выражение – «участвовала в становлении узбекского драматического театра» в случае Зайнаб Садриевой – историческая правда. Театр имени Хамзы с самых ранних лет стал для неё родным, она мастерски воплотила образ узбекской женщины; знание и отображение ею быта, языка, национального характера были глубокими, не стилизованными, а подлинно народными.
«Культурные связи», «взаимопроникновение культур». Эти часто используемые формулировки не всегда точно отражают суть явления - либо схематично, либо весьма широко. Зайнаб Садриева - татарка, в молодости пришедшая в узбекский театр, посвятившая свою жизнь и талант узбекской культуре. Возможно, и не так важно рассматривать этот феномен: роль татар в становлении театра (и шире профессионального искусства) в Средней Азии, ведь главным мерилом является не происхождение, а талант. Однако уже слишком яркой была судьба нашей соотечественницы Зайнаб Садриевой, почитаемой и теперь в Узбекистане, через неполные четверть века после ухода из жизни, но остающейся малоизвестной татарам…
Разумеется, Зайнаб Садриева не была единственной татаркой, игравшей в узбекском театре. Скорее, это была целая плеяда актрис. Ташкент в предреволюционную эпоху и особенно в 1920-е гг. был одним из важных центров татарского театрального мира. Поставленные в Ташкентеспектакли повлияли на развитие профессионального театра, во многом определили дальнейшую историю великой казанской камаловской труппы.Как отмечал ташкентский театровед А. А. Голованов, первой в Среднею Азию приехала в 1911 году татарская труппа ИльясаКудашева-Ашказарского.В 1912-1913 гг. другая знаменитая татарская труппа «Сайяр» ГабдуллыКариева показала пьесы Галиаскара Камала, в том числе «Банкрот». Кроме того, в 1912 году во многих городах Туркестана гастролировала труппа «Hyp» под руководством Касыма Шамиля. Позднее возник профессиональный Ташкентский татарский театр, с которым связаны имена многих актеров, в частности легендарной Фатимы Ильской (1906-1984), игравшей в Узбекистане в 1921-23 гг. Все эти труппы играли на татарском языке, но среди зрителей были и представители узбекской интеллигенции, в том числе джадиды.
В 1920-е гг. влияние татарского театра на узбекский продолжалось. На рубеже дореволюционной и советской эпох заметным явлением в жизни Ташкента были и азербайджанские труппы. Языковая общность татарского, азербайджанского и узбекского народов создала благоприятные условия для более успешного и быстрого усвоения узбекским театром европейских сценических форм, которые уже восприняли эти родственные народы. Однако сценические формы, появление узбекской драматургии не могли быстро и успешно «привести женщину на сцену». Ни джадидская традиция, ни революционный мир Ташкента 20-х гг. не были способны на столь решительную эмансипацию. Поэтому именно татарские актрисы первыми вышли на сцену узбекского театра и заложили канон исполнения женских ролей. У Зайнаб Садриевой были яркие предшественницы.
…Родным языком Зайнаб Садриевой был татарский. Она родилась в 1914 году в Астрахани в семье казанских татар. Однако в Астрахани прошло лишь её раннее детство. В 1920 году её отец – Садридин перевез семью в городок Каунчи близ Ташкента, где стал работать на сахарном заводе (ныне город Янгиюль). Именно в Янгиюле, вскоре ставшим многонациональным промышленным пригородом Ташкента, выросла Зайнаб Садриева. С детстваона впитала узбекский язык, который став её вторым языком, определил всю сценическую жизнь. Училась Зайнаб сначала на арабице, потом на латинице; осваивала и русский язык.
Яркое театральное впечатление молодой Зайнаб – игра ташкентской актрисы Махсумы Кариевой (1903-1946) в музыкальной драме Гуляма Зафари «Халима». Махсума Кариева, также происходившая из татарской семьи, еще до революции выступала в татарских и узбекских любительских кружках, а с 1918 стала актрисой будущего театра им. Хамзы. Халима была главной ролью её жизни, но Зайнаб Садриева позднее увидела Махсуму Кариеву и в других спектаклях, например в роли Гертруды в «Гамлете» на узбекском языке. Фактически, игра Максумы Кариевой и репетиции крупнейшего узбекского режиссера Маннона Уйгура (1894-1955) стали театральной школой Зайнаб Садриевой. Помимо Махсумы Кариевой в Ташкенте конца 20-х гг. была и еще одна удивительная актриса – Мария Кузнецова (1899-1956), дочь русского рабочего-машиниста, с детства в совершенстве знавшая узбекский язык, и мастерски игравшая женские роли в пьесах Хамзы. Во многом М. Кариева и М. Кузнецова определяли ранний период исполнения женских образов в узбекском театре.
Первый театральный опыт Зайнаб Садриева получит на многочисленных сценах клубов, на площадях городов и кишлаков, или в чистом поле, будучи актрисой Рабочего передвижного театра. В этот театр она поступит в 1929 году. Особенностью национального театра конца 1920-х - начала 30-х гг. было грандиозное по нынешним театральным нормам количество премьер –15-20 за сезон. В Узбекистане это были скорее не спектакли, а музыкально-драматические представления на актуальные темы борьбы с басмачеством, коллективизации. Особой театральной темой был «худжум» - движение в Средней Азии за раскрепощение женщин, за освобождение их от затворничества, ношения паранджи и чачвана, за вовлечение в общественный труд, ликвидацию неграмотности. Стоит отметить, что в движении «худжум» особую роль играли татарки – учителя,комсомольские и партийные работницы. Символично и название первого спектакля, где играла Зайнаб Садриева - «Вредители хлопка», поставленного татарскими режиссерами, приехавшими в Ташкент –Гумером Девишевым и Исхаком Иляловым.
Наконец, в 1932 году Зайнаб Садриева вошла в труппу Узбекского театра имени Хамзы. Ситуация в труппе уже была иной, чем в начале 20-х. Ташкентский театровед Дилярам Мусаева в своей глубокой работе «Проблема трагедийного в творчестве актрис театра имени Хамзы» (1984) отмечает, что после окончания московской студии,ТурсунойСаидазимова и Сара Ишантураева постепенно как бы заменяют Махсуму Кариеву, которая переходила на характерные роли. В конце 20-х годов ТурсунойСаидазимова (вскоре убитая мужем-фанатиком) и Сара Ишантураева уже окончательно принимают эстафету у своей предшественницы как у актрисы героической и трагедийной тем. Необходимость в татарских актрисах на узбекской сцене завершалась – формировалось первое поколение собственно узбекских исполнительниц. Однако уже имевшая опыт и известность Зайнаб Садриева все же нашла свое место в труппе театра.
В 1936 году в спектакле Исхака Илялова «Коварство и любовь» по Шиллеру она сыграет сразу две роли – фрау Миллер и леди Мильфорд. Под руководствомИсхакаИляловаЗайнабСадриева подготовит и роль Ксении в спектакле «Егор Булычов и другие», поставленном в 1939 году.
В целом, ей везло на талантливых режиссеров. Среди них был Соломон Михоэлс, в годы войны находившейся в Ташкенте и поставивший в 1943 году в театре имени Хамзы спектакль «Муканна» с участием Зайнаб Садриевой в сценографии А. Г. Тышлера. Много лет она работала и с опытными ташкентскими режиссерами Шарифом Каюмовым и Александром Гинзбургом.
Любопытно, что в памяти зрителей многие актрисы не запечатлеваются молодыми – они сразу становятся «великими» или «комическими» старухами, словно и не было их ранних,молодых лет на сцене. Фаина Раневская и Татьяна Пельтцер в русском театре, Сесилия Такаишвили в Грузии – они пришли в театр еще в начале XX века, но главные этапные роли сыграли в последние десятилетия жизни. Примерно так – пожилой, мудрой, властной воспринимается в памяти узбекского зрителя и Зайнаб Садриева. Великая узбекская бабушка. Две самые известные роли, сыгранные в 1970-80-е гг.повлияли на этот образ.
В театре это была Фармон-биби в пьесе Саида Ахмада «Бунт невесток, поставленной в 1976 году режиссеромБаходыром Юлдашевым. И хотя в фильме 1985 года роль Фармон-биби сыграла другая актриса, сохранилась телеверсия спектакля, дающая возможность увидеть блестящую игру Зайнаб Садриевой. Герои этой пьесы — представители большой семьи, правит которой старая Фармон-биби. Честная и мудрая, любящая мать, справедливая свекровь на первый взгляд может показаться расчетливой и деспотичной хозяйкой семьи, время от времени сдерживающей семерых невесток своих сыновей, а также двадцать внуков от всевозможных глупостей. Такой она и была для Нигоры, жены младшего сына, до тех пор, пока невестка не взбунтовалась против семейного деспотизма Фармон-биби и не привлекла на свою сторону остальных невесток. Однако бунт закончился, что называется, вничью: героини, наконец, увидели друг в друге замечательные черты характера, и решили жить, как и прежде, — в мире и достатке.
Незамысловатый сюжет, но все сценическое действие столь колоритно, что даже в телевизионной версии чувствуется дыхание спектакля, восточный юмор и теплота, быт и жизнь узбекской семьи. Очень точно отмечает театровед Мухаббат Туляходжаева, анализируя «Бунт невесток», что стилистика спектакля складывалась из открытой комедийности и форм народных представлений. Режиссер создает комическое действие с музыкой, пантомимой, пародией, танцами, содержание которого, несло глубокий нравственный смысл - пробуждения человеческой доброты, теплоты отношений между людьми. Спектакль отличался чуткой, согласованной игрой ансамбля, в центре которого Фармон-биби. Без преувеличения можно сказать, что спектакль «Бунт невесток» вошел в число лучших произведений узбекского театра. Об этом спектакле положительно отозвался крупнейший советский театровед Константин Рудницкий на страницах «Правды» в апреле 1977 года, а оценки этой газеты, как известно, носили канонический характер.
Вторая важнейшая роль Зайнаб Садриевой в чем-то схожа с Фармон-биби, но сыграна была в кинематографе. Это бабушка в фильме киностудии «Узбекфильм» «Суюнчи» (1982, режиссер Мелис Абзалов). Примечательно, что в общесоюзный прокат, продублированный на русский язык фильм, вышел под названием «Бабушка-генерал». Опять сила и теплота, юмор и властность, сарказм и готовность прийти на помощь.
… В небольшом современном кишлаке живет старушка Анзират, бабушка десяти мальчишек. За крутой, но справедливый характер односельчане прозвали Анзират «Бабушкой-генералом». Когда-то, в тридцатые годы, она возглавляла колхоз, боролась с кулаками. Постарев, Анзират по-прежнему не хочет мириться с ленью, жадностью, бесхозяйственностью некоторых односельчан. Она старается навести порядок и в семье сына, который, вместо того, чтобы помогать беременной жене, все свое свободное время отдает созданию футбольной команды... Однако когда она постарела, молодежь перестала прислушиваться к ее словам, все стали обходиться без ее помощи. Это стало духовной трагедией слабеющей трудолюбивой женщины. Однажды сердце старой женщины не выдержало, и она умерла. И только тогда жители кишлака поняли, как не хватает им беспокойной Анзират, которая была совестью их деревни.
Фильм этот прославил Зайнаб Садриеву далеко за пределами Узбекистана. Множество рецензий вышло в союзной печати, о фильме узнали и в США: виздании «Verite Magazine», в статье посвященной узбекскому кино особо отмечалась игра Зайнаб Садриевой.
Снималась она и в других узбекских фильмах, дебютировав еще в 1953 году в картине «Бай и батрак». Однако ролей было немного. Во многом, короткая фильмография Зайнаб Садриевой была следствием и общего состояния узбекского советского кино, больше ориентированного на жанр приключенческих фильмов – истернов, в отличие, например, от жанрово и содержательно разнообразной мощной киргизской киношколы.
Однако у Зайнаб Садриевой были роли в родном театре. Их разноплановость и сложность поражает. Назовем лишь несколько: Васса Железнова, Кручинина, Любовь Яровая, Глафира в «Последней жертве», Феклуша в «Грозе». Сыграла она и роль, созданную в Ташкенте своей великой предшественницей Махсум Кариевой, став еще одной узбекской Гертрудой. Играла она и мать Ленина Марию Александровну в пьесе «Семья».
Были, разумеется, и многочисленные узбекские роли в пьесах Хамзы, Камиля Яшена, в «Шелковом сюзане» Абдуллы Каххара. Была и глубокая роль Танкабике в известной драме башкирского классика Мустая Карима «В ночь лунного затмения», поставленной в Ташкенте крупным уфимским режиссером Шаурой Муртазиной.
В театре имени Хамзы Зайнаб Садриева прослужит почти всю жизнь, занимая свою особое положение. Лишь три последних сезона, с 1987 по 1991 год Зайнаб Садриева провела в ташкентском театре имени Аброра Хидоятова. В 1979 году она будет удостоена Государственной премии Узбекской ССР имени Хамзы.
Жизнь Зайнаб Садриевой - татарской женщины, посвятившей себя узбекскому искусству,была созвучной своему времени. Вместе со многими своими соплеменниками, обретя теплый дом в благодатном Узбекистане, она стала органичной частью уникального мира Средней Азии. Символично, что умерла она в октябре 1991 года, когда этот, казавшейся незыблемым мир, стал стремительно меняться….
Могила великой актрисы расположена на Чигатайском кладбище в Ташкенте, где похоронены выдающиеся деятели культуры, науки, политики "Узбекистана.


Художественный фильм "Бабушка генерал" (Суюнчи) (на русском языке)

Художественный фильм "Бабушка генерал" (Суюнчи) (на узбекском языке)


г.Москва
Марат Сафаров,
кандидат педагогических наук.

Последнее обновление: 26 ноября 2014, 8:16

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования