Татарские национально - культурные объединения в Узбекистане

ИСТОРИЯ И ГРАНИ ДРУЖБЫ

Три четверти татар живет вне пределов своей исторической родины на Волге. Около трехсот тысяч - в Узбекистане. Народы Татарстана и Узбекистана связывают многолетняя дружба и плодотворное сотрудничество. Это объясняется тем, что у татарского и узбекского народов много точек соприкосновения и в экономической, и в политической, и в культурной сферах. Близость языков, культур, одна религия.
Исторические связи татарского народа с народами Средней Азии уходят во времена распространения мусульманской религии. Известно, что прародина татар - Волжская Булгария (Х-ХIV в.в.), имела дипломатические и торговые отношения со странами Средней Азии, и, особенно тесные - с Хорезмом. Эти связи укрепились в период Казанского ханства (ХV- XVI в.в.). После его разгрома Иваном Грозным, чтобы избежать насильственного крещения, многие татары бежали в разные края, в том числе и в Среднюю Азию. Ее население относилось к ним с симпатией, как к единоверцам. Сближали схожий язык одного корня, общая письменность на основе арабской графики. Указом 1874 г. Екатерина II дала широкие права татарским купцам, ведущим торговлю с Туркестаном, Китаем и Персией. Необходимо отметить, что, в ввиду прежних запретов и препятствий в области торговли и промышленности в пределах Российской империи, татары вынуждены были заниматься торговлей большей частью в Туркестане и других восточных странах. К началу завоевания Туркестана Россией, т.е. к 1865 г. здесь проживало до 5 тысяч татар. Под давлением русского торгово- промышленного класса и православного духовенства русское правительство, в первой половине ХIX в. изменило свою политику по отношению татар, как в области экономической, так и в культурно- политической: татарам запрещается постройка новых заводов и фабрик, происходит отказ в кредите финансовых учреждений, вводится запрет на открытие кредитных товариществ самими татарами, закрываются некоторые медресе, не разрешается открытие новых, не разрешается строительство мечетей и т.д. Одновременно, одержимое идеями имперской экспансии, правительство приступило к подготовке завоевания силой оружия нового рынка - Туркестана, где татарский капитал обосновался настолько прочно, что русский капитал не мог конкурировать с ним, пока свободный Туркестан будет существовать.
Татары в качестве постоянных жителей появились на территории современного Узбекистана в XVIII в. Татарская молодежь приезжала на учебу в престижные духовные центры - медресе Бухары и Самарканда.
Самая большая татарская община сложилась на рубеже XVIII—XIX вв. в окрестностях Ташкента в селении Ногай-Курган, и место это довольно известное. Здесь неоднократно бывали, описывали необычный кишлак, проводили археологические раскопки, рисовали картины такие известные личности, как А.Валиди, П.И.Пашино, В.В.Верещагин, Дж.Кастанье, М.Е.Массон, У.Хашимов и многие другие. На сегодняшний день это единственный кишлак, представляющий свое¬го рода феномен, где живут дружно татары более 200 лет, сохраняя свои традиции, праздники, язык, культуру, обычаи и связи со своей исторической Родиной.
Другое поселение татар также называлось Ногай-Курган и находилось в черте Ташкента близ местности Катартал (ныне массив Чиланзар). Археологи и архитекторы датируют сохранившийся здесь мусульманский комплекс XVIII в. Мечеть по¬строена на средства Хайрабад-ишана (родом из Оренбур-жья) под руководством мастера Кара Ходжи-авлия. Комплекс представлял собой мечеть с айваном, мактаб, хауз (бассейн), расположенный перед мечетью, мавзолей Хайрабад-ишана и кладбище. Это характерный пример организации малого архитектурного комплекса старого Ташкента.
В 70-х годах Х1Хв. в Ташкенте образовалась Татарская слобода (махалля), которая находилась вблизи Беш-агачских ворот. Улица вдоль арыка Анхор получила название «Татарская» (ныне улица Тураба Тулы).


Во второй половине XIX в. в Ташкенте уже действовали татарские мактабы, медресе, соборные мечети. В европейском квартале Ташкента группа жителей - М.С. Яушев, С. Абдуллин, Шарофей-бай и др|. - купила участок земли, где была выстроена мечеть и при мечети организован мактаб. Имам-хатиб этой мечети Махмуд Ахтямов, уроженец Симбир¬ской губернии, образование получил в Красно-островской татарской школе, а затем в Петропавловске и Бухаре. Ташкентская татарская соборная мечеть действовала до 1929г. и была разрушена в связи с отводом земли под строительство театра им.А.Навои. В центре Ташкента (на месте расположения театра А.Навои) процветал и торговый пассаж «Братья Яушевы».
Завоевание Туркестана Россией и применение завоевателями методов, которые применялись к татарам в самой России, и в отношении туркестанцев, как отмечал Гаяз Исхаки, вызвало в жизнь новую идеологию среди сознательной части татар - джадидизм, ориентировавшийся на лучшие достижения Европы в области науки, образования и техники при сохранении мусульманской духовности и национальных нравов, традиций, обычаев, языка и культуры.
Если в середине ХIX в. в бухарские, хивинские и самаркандские духовные медресе не прекращался поток татарских учащихся - шакирдов из Казани, Уфы, Оренбурга, желающих получить образование, то позже начинается обратный процесс. Из этой среды появляются такие личности, как Г.Курсави, Ш.Марджани и другие, ставшие первыми реформаторами мусульманских медресе в России. Уже к концу XIX- нач. ХХ в. новые передовые татарские просветители, педагоги новометодных школ, деятели культуры, печати, литературы и театра, впитавшие в себя передовые достижения восточно- мусульманской и европейских культур, начинают выступать, как отмечает В.В.Бартольд, в роли просветителей своих туркестанских единоверцев. Джадиды открыли десятки светских школ, в которых учились местные и татарские дети. Значительную работу проводили татары в налаживании местной периодической печати. Первые узбекские печатные книги печатались в типографии Казанского университета. Первые типографии в Ташкенте и Хиве под названием "Михбосма" также были привезены из Казани Шахигиреем Биккуловым. Во многих типографиях наборщиками и книгопечатниками работали татары. Ими же были созданы и первые общественные читальни. Ряд представителей узбекской интеллигенции учился в казанском "Мухаммадия", уфимском "Галия", оренбургском "Хусаиния". Изгнанная бухарским эмиром узбекская интеллигенция спокойно проживала в Казани.
Таким образом, татарские просветители в период просветительско- реформатского движения в Туркестане 1905-1915 гг. сыграли большую положительную роль. Навсегда в истории джадидского движения Узбекистана, наряду с именами М.Бехбуди, С.Айни, А.Авлони, Фитрата останутся и имена татарских просветителей Низамитдина Сабитова из Бухары, Шакира Мухтари из Ферганы, Абдуллы Тукмуллина из Намангана, Мухтара Бакира из Хивы, Абдуллы Беги Мустакаева, Булата Салиева из Ташкента и многих других.

Плодотворным было влияние татарской интеллигенции на развитие образования, литературы, изобразительного искусства и театра Туркестана.
В Узбекистане ежегодно 27 июня отмечается День печати — в честь выхода в свет 14.06.1906г. первой узбекской газеты «Тарракий» («Прогресс»). Главным редактором этой газеты был известный татарский общественный и политический деятель Исмаил Габитов.
Народная татарская культура оказала определенное влияние на быт, традиционную одежду, обувь, пищу коренного населения региона. Так, например, в самом конце XIX - начале XX вв. женское население Ташкента, Самарканда носило оригинальные серьги, заимствованные, по мнению профессора-этнографа О. А. Сухаревой, от татар.

Присутствие татарской культуры в Средней Азии было заметно и после событий 1917г. В 20-х годах здесь выходило не¬сколько газет, журналов на татарском языке, существовали на¬циональные библиотеки и клубы, профессиональные татарские театры; в Ташкенте действовал Татарский институт просвещения, готовящий учителей для татарских школ. В этот период в писательской организации Узбекистана существовала татарская секция, в которую входило несколько десятков писателей. В последующие годы в крае функционировало 17 национальных школ, дошкольные заведения, библиотеки.
Многие татарские деятели культуры, просвещения, театра, литературы ведут в это время активную культурно-просветительскую деятельность среди жителей Ташкента, Самарканда, Ферганы, Бухары и Хивы. Эта работа проводилась в рамках Туркфронта вместе с русскими, узбекскими, казахскими и таджикскими деятелями культуры. Особую роль татарские деятели культуры сыграли в области театрального искусства и режиссуры в Туркестане начала 20-х годов, становлении узбекского национального театра. Среди них выделялись режиссер Г.Камал, актрисы Ф.Камалова, Ф.Ильская и другие. В 1918-1925гг. татарские деятели просвещения создали в Туркестанской Автономной Советской Республике ряд учебников, учебных пособий, методических книг, программ, как для местных татарских, так и для новых национальных школ и учебных заведений. Эти издания охватывали целый ряд предметов, основанных на среднеазиатском материале - литературу, язык, историю, педагогику, географию и т.д.
О роли татар в послеоктябрьском Узбекистане красноречиво говорит простое перечисление имен народных комиссаров, внесших свой вклад в становление молодой республики. Гызетдин Сейфуль-Мулюков - нарком здравоохранения Туркестана, Шэхит Ахмедиев - нарком просвещения Туркестана, Мохамеджан Бисеров - нарком сельского хозяйства Туркестана, Исмаил Габитов - нарком внутренних дел Туркестана, Гульчера Хамзина - нарком юстиции Узбекистана, Бахаветдин Шихабетдинов - военком Бухарской республики.
Таким образом, анализируя роль и значение татар в культурной жизни Туркестана в первой четверти ХХ в., необходимо подчеркнуть их прогрессивный вклад в зарождение и развитие среднеазиатской театральной жизни, подъем национальной школы и печати, оживление ряда национальных культур.

В годы Второй мировой войны татары плечом к плечу с другими народами встали на защиту страны от вражеской агрессии. Восемнадцать героев и пять кавалеров ордена «Славы» были татарами-узбекистанцами, воевавшими с фашистами. Тысячи татар-фронтовиков и тружеников тыла были награждены орденами и медалями.
У татар Узбекистана на фоне многонационального населения республики фиксируется высокий показатель наличия высшего образования.
Татары устойчиво сохраняют родной язык и, несмотря на усиливающееся многоязычие, поддерживают его знание. Со¬хранению татарского этнического стереотипа способствует бережное отношение к родному языку, национальной культуре, национальное самосознание, а также не утраченные связи с этнической родиной.
На рубеже 90-х годов XX в. в Ташкенте был создан Татарский Общественный Культурно-просветительный Центр (ТОКПЦ). ТОКПЦ г.Ташкента ежегодно организует и проводит национальные и республиканские праздники «Сабантуй», весенний праздник «Навруз», 9 мая - День памяти и почестей, День Независимости Республики Узбекистан, День Конституции Республики Узбекистан.
Традиционно празднуются дни памяти знаменитых татар¬ских писателей, поэтов, видных общественных деятелей: Г.Ту¬кая, М.Джалиля, Г.Исхаки. Созданы Татарская редакция телерадиокомпании Узбекистана, ансамбли «Яшьлек», «Дуслык», «Якташлар», «Булгар», «Бизнен мирас», «Лэйсан» и другие.
В Узбекистане сложилась татарская интеллигенция. На¬зовем только несколько известных имен: архитекторы - академик Мидхат Булатов, X.Мухамедшин; искусствовед, академик Рафаэль Такташ; старшие советники юстиции, работники Прокуратуры Республики Узбекистан - Ф.А.Рамазанов, Р.Х.Шигабутдинов, С.Н.Кафизова; юристы-ученые - академик Ш.З.Уразаев, профессор Ф.Сайфуллаев; народные художники Чингиз Ахмаров, М.Садыков, А.Хабибуллин; легенда узбекско¬го балета Галия Измайлова; народные писатели Узбекистана Зинат Фатхуллин, Аскад Мухтар, Заслуженные ирригаторы Республики Узбекистан Р.А.Гиниятуллин, Ш.К.Гатауллин, а так-же писатели Я.Ильясов, Р.Мир-Хайдаров; народные и заслуженные артисты Узбекистана - 3.Садриева, Р.Батыров, Г.Фатхул¬лин; заслуженные работники культуры Республики Татарстан - Ф.Ахмадуллин, В.Ахмадеев, Р.Баймурзина, В.Латыпова, А.Шакурова, А.Абдурахманова; кинодраматург О.Агишев; заслуженный журналист Узбекистана Э.Тухватуллина; Заслуженный работник народного образования Республики Узбекистан профессор РХ.Набиуллин; чемпион Мира и Европы по греко-римской борьбе, Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер Узбекистана К.М.Фаткуллин; композиторы Р.Вильданов, С.Абсалямов; ученые - Ф.Бурнашев, Р.Юсупов, З.Рахматуллин, Р.Мукминова, братья Мухтаровы и многие другие.
28.12.1989г. в Ташкенте прошло обсуждение Устава и учредительных документов Татаро-башкирского общественного культурно-просветительного центра. В учредительском спи¬ске значились:

1. Асхат Мухтар — писатель, редактор газеты «Сельская правда»;
2. Уразаев Шавкат Закариевич — профессор;
3. Ахмаров Чингиз — профессор, народный художник Узбе¬кистана;
4. Такташ Рафаэль Хадиевич — академик, художник;
5. Фахрутдинов Гараф Кашапович — поэт; сподвижник Мусы Джалиля;
6. Мирхайдаров Рауль — писатель;
7. Нуриахмет Гулишан Закирьянович — юрист, адвокат;
8. Шагимурадов Анвар Яхияевич — юрист, адвокат;
9. Синугыл Ахат Макаримович — писатель, член союза писа¬телей и журналистов;
10. Ахмадиев Абдурашид Хамидович — журналист;
11. Ахмадеев Вилли Ахметзянович — руководитель ансамбля «Нафис»;
12. Булатов Мидхат-абы — академик, архитектор;
13. Бухарова Суфия Шакировна — доктор искусствознания, директор Музея радиокомитета;
14. Габдуллин Айрат Хатмулович — зоотехник, журналист; и другие, всего 103 человека.

Второе учредительное собрание состоялось 28 января 1990г. Участниками татаро-башкирской общины был принят Устав, который 13.03.1990г. за № 105/5 был зарегистрирован решением исполкома Ташгорсовета как «Татаро-башкирский общественный культурно-просветительный центр Ташкента». План мероприятий ТОКПЦ Ташкента, предусматривал решение организационных вопросов, по расширению культурно-просветительской работы и наметил в 1990г. проведение городского татаро-башкирского праздника «Сабантуй-1990».
Городской комитет Министерства юстиции Республики Узбекистан 1310.1993г. за № 020 перерегистрировал Устав Центра под названием «Татарский культурно-просветитель¬ный центр Ташкента» (ТОКПЦ). В период с 1990 по 2010гг. председателями ТОКПЦ с 1990 по 1992гг. были Танзиля Рахимзяновна Саидгазина (педагог), Нуриахмет Галишан Закирьянович (юрист), Камиль Шарафутдинович Муртазин (юрист), Рашид Гилязович Темиргалиев (изобретатель, инженер-конструктор); с 1992 по 1994гг. Фуат Гатиятович Ахмадуллин (культработник, заслуженный работник культуры Татарстана); с 1994 по 1996гг. — Альфия Каюмовна Халикова (медработник); с 1996 по 1998гг. — Раиса Абдулхаевна Баймурзина (руководитель ансамбля, заслуженный работник культуры Татарстана); с 1998 по 2005 гг. — Рустам Гумирович Юсупов (член Нью-Йоркской Академии наук, академик, геолог); с 2005 по 2006гг. Шахидулла Зайнуллин (зоотехник); с 2006 по 2009гг. — Вахит Газизович Ракипов (кандидат технических наук); с 2009 по настоящее время Ришат Хисматуллович Набиуллин, Заслуженный работ¬ник народного образования Республики Узбекистан, профес¬сор, проректор Узбекского Государственного института физи¬ческой культуры, мастер спорта по классической борьбе.
Центр работает под руководством Республиканского Ин¬тернационального культурного центра, который, будучи государствен¬ным органом, оказывает всемерную поддержку развитию са¬мобытной культуры татарского народа.
Основными задачами работы центра являются:
1. Литературно-историческая и редакционная деятельность;
2. Изучение родного языка;
3. Радио и телевидение;
4. Культурно-массовая работа среди молодежи;
5. Творческая культурно-массовая работа;
6. Благотворительная работа, включающая посещение и по¬здравление участников ВОВ, одиноких пожилых людей.сколько газет, журналов на татарском языке, существовали на
Многие татарские деятели культуры, просвещения, театра, литературы ведут в это время активную культурно-просветительскую деятельность среди жителей Ташкента, Самарканда, Ферганы, Бухары и Хивы. Эта работа проводилась в рамках Туркфронта вместе с русскими, узбекскими, казахскими и таджикскими деятелями культуры. Особую роль татарские деятели культуры сыграли в области театрального иску
О роли татар в послеоктябрьском Узбекистане красноречиво говорит простое перечисление имен народных комиссаров, внесших свой вклад в становление молодой республики. Гызетдин Сейфуль-Мулюков - нарком здравоохранения Туркестана, Шэхит Ахмедиев - нарком просвещения Туркестана, Мохамеджан Бисеров - нарком сельского хозяйства Туркестана, Исмаил Габитов - нарком внутренних дел Туркестана, Гульчера Хамзина - нарком юстиции Узбекистана, Бахаветдин Шихабетдинов - военком Бухарской республики.
Таким образом, анализируя роль и значение татар в культурной жизни Туркестана в первой четверти ХХ в., необходимо подчеркнуть их прогрессивный вклад в зарождение и развитие среднеазиатской театральной жизни, подъем национальной школы и печати, оживление ряда национальных культур.

В годы Второй мировой войны татары плечом к плечу с другими народами встали на защиту страны от вражеской агрессии. Восемнадцать героев и пять кавалеров ордена «
У татар Узбекистана на фоне многонационального населения республики фиксируется высокий показатель наличия высшего образования.
Татары устойчиво сохраняют родной язык и, несмотря на усиливающееся многоязычие, поддерживают его знание. Со¬
На рубеже 90-х годов XX в. в Ташкенте был создан Татарский Общественный Культурно-просветительный Центр (ТОКПЦ). ТОКПЦ г.Ташкента ежегодно организует и проводит национальные и республиканские праздники «
Традиционно празднуются дни памяти знаменитых татар¬
В Узбекистане сложилась татарская интеллигенция. На¬
28.12.1989г. в Ташкенте прошло обсуждение Устава и учредительных документов Татаро-башкирского общественного культурно-просветительного центра. В учредительском спи¬

1. Асхат Мухтар —
2. Уразаев Шавкат Закариевич —
3. Ахмаров Чингиз —
4. Такташ Рафаэль Хадиевич —
5. Фахрутдинов Гараф Кашапович —
6. Мирхайдаров Рауль —
7. Нуриахмет Гулишан Закирьянович —
8. Шагимурадов Анвар Яхияевич —
9. Синугыл Ахат Макаримович —
10. Ахмадиев Абдурашид Хамидович —
11. Ахмадеев Вилли Ахметзянович —
12. Булатов Мидхат-абы —
13. Бухарова Суфия Шакировна —
14. Габдуллин Айрат Хатмулович —

Второе учредительное собрание состоялось 28 января 1990г. Участниками татаро-башкирской общины был принят Устав, который 13.03.1990г. за № 105/5 был зарегистрирован решением исполкома Ташгорсовета как «
Городской комитет Министерства юстиции Республики Узбекистан 1310.1993г. за № 020 перерегистрировал Устав Центра под названием «
Центр работает под руководством Республиканского Ин¬
Основными задачами работы центра являются:
1. Литературно-историческая и редакционная деятельность;
2. Изучение родного языка;
3. Радио и телевидение;
4. Культурно-массовая работа среди молодежи;
5. Творческая культурно-массовая работа;
6. Благотворительная работа, включающая посещение и по¬

Кроме Татарского общественного культурно-просветительного центра г.Ташкента по всей территории Узбекистана функционирует еще девять татарских общественный объединений, в том числе: Татаро-башкирский национальный культурный центр, г.Бухара; Татаро-башкирский национальный культурный центр «Идель», г.Джизак; Татаро-башкирский культурный центр, г.Зерафшан; Татаро-башкирский культурный центр, г.Карши; Областное общество татарской культуры и народного творчества, г.Навои; Татаро-башкирский культурный центр, г.Самарканд; Татарский культурно-просветительный центр г.Ургенч; Татарский культурный центр Ферганской области, г.Фергана; Татаро-башкирский культурно-просветительный центр, г.Янгиюль.


 

                                                    Татарские национально-культурные объединения Республики Узбекистан

А д р е с

Председатель

Телефон

Примечание

1

Татарский Общественный Культурно Просветительный Центр г.Ташкента (ТОКПЦ)

г.Ташкент,

Яккасарайский р-н

ул. Бабура, 4

Набиуллин  Ришат

Хисматулович

rishat-nabiullin@mail.ru

(99871)

+99890-321-06-19 с.

 



 

2.

Татарский Общественно-культурный Центр Янгиюльского района

Ташкентская область, Янгиюльский р-н,   г.Янгиюль, ул.Гатауллина, д.43

Гатауллина Аниса

Адихамовна

Ilmir-gataullin@mail.ru

(37060)

3-57-65 дом

+99894-680-36-48


 

Гатауллин Ильмир

+99893-566-52-45

3.

Татаро-башкирский Национальный Культурный Центр Бухарской области

200123, г.Бухара,

ул.Фароги, дом 37, кв.3

Исхаков Равиль

Маратович

rava.irk@mail.ru

(365)

+99890-710-22-15

 

4.

Татаро-башкирский Национальный Культурный Центр Кашкадарьинской области

108000 г.Карши,

3 микрор-н, дом 8 кв.43

Ихсанова Фируза

Тимуровна

Ravil_5656@mail.ru

+99891-471-35-31

(375)

221-36-81 дом.

227-55-74 раб.

227-69-75 факс

221-11-66 факс.

Ихсанов Равиль Ядгарович

+99891-472-03-25

5.

Татаро-башкирский Культурный Центр «Умырзая» Самаркандской области

140105, г.Самарканд,

ул.Джами,  дом 59

Субханкулов Ахмед

Макаримович

Umrzaya@mail.ru

+99891-297-96-71

(366)

33-49-03 дом.

31-21-99 гор. факс

6.

Татарский Культурно-просветительный Центр Хорезмской области

г.Ургенч,

ул. Нукусская, дом 9

Латыпова Дамира

Тафкильевна

+99893-284-93-05

ldamira@list.ru

damira_latypova@mail.ru


 

(362)

Ибрагимов Руслан Калимуллаевич

Зам.Председателя
+99862-291-54-25

Зам.Председателя

Шахмаев Рустам

Равкатович

(362)

229-24-64 дом.

226-00-49 раб.

224-12-82 факс

+99891-430-00-87

+99893-740-00-17

shaxa_0545@mail.ru

7.

Татарский Культурный Центр

Ферганской области

712000, г.Фергана,

ул.Саилгох, дом 37

Тугушев Равиль

Умарович

nttmpoisk@mail.ru

+99891-655-70-13

(373)

224-13-13 факс

224-31-80 раб.

www.tugushev.uz

8.

Татарский Национальный Культурный Центр «Идель» Джизакской области

708012, г.Джизак,

Махалля «Eшлик»,

дом 101 кв.1

Гиззатуллин Ахат Магаллимович

+99894-572-56-28

Элеонора Якубовна

+99894-572-56-27

elakashaeva@mail.ru

 

(372)

224-26-83 дом.

Зам.Председателя

Раиса Рауфовна

+99890-297-57-19

raisa_19@inbox.ru


Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 22:47

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International